freya_victoria (freya_victoria) wrote in fem_books,
freya_victoria
freya_victoria
fem_books

Categories:

"Путешествие Эгерии"

О первой поэтессе, Энхедуанне, уже был пост.
А что насчет самого раннего прозаического произведения, написанного женщиной?
"Эгерия (Этерия, лат. Egeria, Aetheria, также упоминалась как Сильвия; IV век н.э.) — паломница, по происхождению, возможно галльская или галлекская монахиня или зажиточная женщина, которая совершила паломничество в Святую Землю, вероятней всего, в 381—384 годах. Она оставила отчет о своем путешествии в длинном письме к своим домашним — «Itinerarium Egeriae», которое фрагментарно сохранилось в составе позднего кодекса XI века. Это произведение, судя по всему, древнейший сохранившийся прозаический текст, написанный женщиной."
Из Википедии
Естественно, это не значит, что раньше женщины ничего не писали - речь о текстах установленного авторства, а авторство многих античных и более древних текстов неизвестно; кроме того, далеко не всё уцелело. Тем не менее, странно, неужели из более ранних римлянок, например, ничего не осталось?.. Поэтессы были, и не так уж мало.
"Эгерия описала своё путешествие в письме, которое теперь известно под названием "Itinerarium Egeriae" («Путешествие Эгерии»). Также его иногда называют "Peregrinatio Aetheriae" («Паломничество Этерии») или "Peregrinatio ad Loca Sancta" («Паломничество в Святую Землю») и т. д. Средняя часть этого сочинения сохранилась и вошла в Codex Aretinus, который был составлен в римском монастыре Монтекассино в XI веке; начало и конец письма утрачены, имя сочинителя в нём не упоминается. Этот кодекс был обнаружен в 1884 году итальянским ученым Джан Франческо Гамуррини в монастырской библиотеке Ареццо, куда он, вероятно, попал в 1599 году. Гамуррини первым опубликовал «Путешествие», но с рядом погрешностей, и православное Палестинское Общество поручило приват-доценту Санкт-Петербургского Университета И. И. Холодняку, который в 1887 году был в Италии, скопировать его. Русский перевод был опубликован в 1889 году."
Что еще о ней известно? В общем, не так уж много. Непонятно даже, была ли она мирянкой или монахиней
"Из того, что Эгерия сравнивает Евфрат по величине и по быстроте течения с Роной, профессор Хагит Сиван (Hagith Sivan) сделала вывод, что она родом из Галлии, из Арля; с этим вполне согласуются и слова епископа Едесского, говорящего, что она прибыла туда de extremis porro terris. Если верить Валерию, она происходила из современной Испании.
Исследователь пишет: «Судя по обстановке, в которой она совершала свои паломничества, и по тому, что везде её принимали с вниманием и даже почетом, можно заключать, что анонимная путешественница принадлежала к лицам богатым и знатным: её сопровождает многочисленная свита, везде её встречают и провожают епископы, в местностях подозрительных её конвоирует военная стража».
Она была образована, хорошо знала Писание и апокрифы, обладала начатками греческого, но не знала иврита, что говорит о том, что она не получила классическое образование, которое давали аристократкам того периода (например, Паула, Фальтония Бетиция Проба, Мелания Старшая, Марцелла). Судя по тому, как она поднималась на Синай и другим экскурсиям, и упоминанию о том, что она имела fortiori corpore, вряд ли она была немолодой."

Tags: Европа, античность, латынь, мемуаристика, путешествия, религия, русский язык
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment